
Туристический бизнес из-за коронавируса терпит огромные убытки. Эксперты уже подсчитывают потери и думают над тем, как спасать отрасль.
Как эпидемия повлияет на бизнес
Во Всемирном совете по туризму и путешествиям заявили, что ущерб от пандемии может составить 22 млрд долларов. Данные получены совместно с Oxford Economics после предварительных подсчётов на основании имеющегося опыта после эпидемий 2002 г. (ТОРС) и 2009 г. (свиной грипп).
Ожидалось, что больше всего пострадает Китай, на туристическую отрасль там приходилось 11% ВВП, причём сумма ущерба может увеличиться, если эпидемия продолжит распространяться.
Отечественный турбизнес и коронавирус
В феврале в Ассоциации туроператоров заявили об ущербе в 27 млрд рублей для отрасли из-за сложившейся ситуации. Прежде всего намечаются колоссальные потери для гостиничного бизнеса. Суммы ущерба в разных регионах отличаются, но сложнее всего в марте приходилось Дальнему Востоку, который лишился туристов из Кореи и Китая. Также в столице и Петербурге не досчитались отдыхающих из Азии и Европы. Та же ситуация и во Владивостоке, где гостиничные комплексы вынуждены были отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск, чтобы выжить.
Усугубляет ситуацию то, что у гостиниц добавилась дополнительная статья расходов. По распоряжению Роспотребнадзора, чтобы уберечься от нового вируса, их владельцы должны были нанять дополнительный медперсонал, выделив для него оборудованное помещение, а также выполнить ряд других мер.
Режим ожидания для туристов
Сложности для бизнеса обусловлены ещё и тем, что сейчас многие отдыхающие только думают, как им провести лето. Следовательно, продажи туров упали. Но общие потери туристического бизнеса из-за коронавируса оценить сложно, поскольку разные туроператоры зарабатывают на разных рынках. Да и эксперты больше говорят о снижении уровня продаж, которое наблюдается практически во всех сферах, а не о потерях как таковых.
Правда, осложняют положение рекомендации Ростуризма, согласно которым компании должны компенсировать отдыхающим полностью купленный тур. А ведь в стоимость последнего входит и плата за размещение, и за перелёт. А, как известно, большая часть полётов осуществляется по невозвратному тарифу.
Период нестабильности
Кризис в туризме 2020 года усугубляется не только тем, что отдыхающие не просто аннулируют будущие путёвки, но стремятся в полной мере освободиться от них. Причём аннулируются поездки до конца года, при том что осенью ситуация с коронавирусом может разрешиться. Следовательно, туроператорам приходится возвращать клиентам огромные деньги, в том числе те, что уже пошли в счёт оплаты проживания в гостинице.
Огромные потери для авиакомпаний
Чтобы понять, как пострадал туристический бизнес из-за коронавируса, достаточно посмотреть и на то, что сейчас происходит с авиакомпаниями. Они зарабатывают благодаря самолётам, каждый из которых стоит около 100 млн $. У персонала авиакомпаний (пилотов) заработная плата — 400 тыс. руб. Ещё есть другие сотрудники, лизинговые платежи, затраты на техническое обслуживание, и все они ложатся тяжким грузом на плечи собственников этих компаний. Чем дольше будет длиться пандемия, тем сложнее будет справляться с трудностями, поскольку долги будут накапливаться.
К слову, раньше ещё в марте бронировались авиабилеты на лето, сейчас — нет. И сложно сказать, сколько вся эта ситуация продлится и в какие суммы выльется. Прогнозы, например, Международной ассоциации воздушного транспорта, неоптимистичны и сводятся к тому, что потери всех авиакомпаний превысят 100 млрд $.
Влияние коронавируса на туристический бизнес
Самое сложное во всей этой ситуации — непредсказуемость. Никто не знает, когда закончится эпидемия, возобновится авиасообщение, наладится внутренний туризм. Тем, кто сейчас раздумывает над покупкой тура на лето, эксперты советуют хорошо взвесить все за и против. В худшем случае, если карантин будет продлён, потраченные деньги вернуть не удастся.
К тому же туроператоры и турагентства сейчас испытывают огромные трудности и в любой момент могут закрыться. С одной стороны, туристы просят вернуть внесённые за туры деньги, с другой — нужно оплачивать налоги, арендную плату, выдавать зарплаты персоналу. Чтобы выжить, одни фирмы урезают траты, другие — закрываются. К слову, по данным WTTC, до 50 млн человек в секторе туризма и путешествий могут утратить работу, из них до 1,1 млн — в России.
Правительство знает об этой ситуации и разрабатывает меры поддержки для отрасли.